Доклад протоиерея Иоанна Знаменского,

руководителя отдела религиозного образования и катехизации Пятигорской и Черкесской епархии,

директора Православной Свято-Никольской классической гимназии.

«Взаимодействие Русской Православной Церкви и государственной системы образования в решении общих задач духовно-нравственного воспитания детей и молодежи».

 

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Святый Владыко!

Досточтимые участники Чтений!

 

Мы с вами являемся деятельными участниками исторического события – Первых образовательных чтений Пятигорской и Черкесской епархии. Их главная цель – расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования и науки, духовно-нравственное просвещение общества.

Христианство как мировоззрение и Церковь, как институт, явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познания Бога.

Образование — важная сфера взаимодействия Русской Православной Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей, в основе которого лежит взаимное уважение к светскости государства и образования и к позиции и традициям Церкви.

Смысл образования Русская Православная Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре. Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает и индивидуальную нравственность (личные добродетели), и социальную этику (включая правовое сознание и культуру общения).

В работе над новым Федеральным законом «Об образовании» принимала участие и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом.

Изменение законодательной базы, разработка новых стандартов, создание системы непрерывного православного образования, представление нашей культурной традиции в светской школе — все эти вопросы для Русской Православной Церкви, конечно, не являются новыми, но их активное обсуждение и поэтапная реализация свидетельствуют о позитивном и заинтересованном отношении профессионального педагогического сообщества, органов управления образованием, общества в целом к непосредственному участию Церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Следует также упомянуть о других государственных документах, открывающих новые перспективы для сотрудничества в области образования. В частности, это Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2011 г. № 03–66 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования», а также Концепция федеральной программы «Русский язык» на 2011–2015 гг. Предметное обсуждение данных инициатив предоставляет хорошие возможности для их практической, а главное, совместной, реализации.

Православная Церковь ставит перед собой важнейшую задачу - укреплять нравственное начало в жизни личности и общества; и для того чтобы это служение было эффективным, и осуществляется активное  взаимодействие с системой образования.

Министерствами образования Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик совместно с Русской Православной Церковью были успешно реализованы многие проекты. Каждый успех свидетельствовал о потенциале нашего сотрудничества, имел огромное воспитательное значение для всего общества. Достаточно вспомнить и участие в ежегодном Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» и в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам Православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!».

Ценность работ, предоставляемых на конкурс «За нравственный подвиг учителя», заключается в том, что в них содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания, приобщение подрастающего поколения к наследию мировой и отечественной художественной культуры, истории.

По результатам Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» прошлого года 3 место заняла Соколова Ирина Александровна, учитель истории МОУ СОШ № 2 г. Ессентуки Ставропольского края.

Наш Архипастырь, Преосвященнейший Епископ Феофилакт обозначил приоритетным направлением в работе епархиального отдела религиозного образования и катехизации: качественное усовершенствование сложившейся системы православного образования, гармонизацию церковно-государственных связей в сфере обучения и воспитания школьников и молодежи, создание работоспособной модели непрерывного образования от детского сада до вуза, элементы которого, в свою очередь, должны пройти через непростой процесс стандартизации. В результате мы должны выйти на новое качество образовательного процесса, когда традиционно сильные стороны религиозной подготовки будут интегрированы с современным стилем инновативной педагогики.

Учебный год 2011/2012 является показательным для религиозного образования в Епархии. Завершается апробация комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», и мы вскоре сможем оценить результаты проведенной работы. Благодаря эксперименту выявляются оптимальные формы интеграции духовно-нравственного компонента в светской школе. Предметы нравственного содержания успешно вписываются в общую систему общеобразовательной подготовки, углубляя основные гуманитарные дисциплины и существенно расширяя возможности воспитательного процесса.

Можно с удовлетворением констатировать положительный ход апробации преподавания Основ религиозных культур и светской этики в школах Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики.

Введение этого курса в светской школе создало благоприятные условия для взаимообогащающего сотрудничества представителей педагогического сообщества и традиционных религиозных конфессий. 

Ценным результатом эксперимента 2009–2011 годов можно считать и установление постоянного рабочего взаимодействия между епархиальными и государственными образовательными структурами, привлечение внимания органов управления образованием и педагогической общественности к вопросам воспитания школьников на основе лучших традиций отечественной культуры.

В то же время было бы неверным утверждать, что преподавание Основ православной культуры (ОПК) в рамках курса ОРКСЭ является идеальной формой преподавания религиозной культуры в школе. В настоящий момент это, скорее, один из возможных вариантов продолжения конструктивного взаимодействия государства и Церкви, а также межрелигиозного сотрудничества в сфере образования с целью преодоления существующих стереотипов, связанных с так называемой «угрозой клерикализации светской школы», с одной стороны, и профанации религиозного образования, с другой.

Плановый ход апробации, не вызывающий конфликтов и неразрешимых противоречий, — важное свидетельство правильности существующей стратегии церковно-государственного взаимодействия, которое приводит к серьезным положительным результатам. В их числе назвал бы заинтересованность представителей традиционных для России религий в совместной работе, общие мероприятия с органами управления образованием и региональными институтами повышения квалификации учителей.

В рамках эксперимента прилагалось немало усилий по решению задач сближения Русской Православной Церкви и государственной системы образования:

-          создана епархиальная комиссия по преподаванию православной культуры;

-          налажено взаимодействие с Управлениями образования;

-          заключены Соглашения о сотрудничестве и разработаны планы совместных мероприятий;

-          проводятся регулярные консультации для учителей Основ Православной культуры, оказывается методическая помощь;

-          учителя Основ Православной культуры обеспечиваются необходимой дополнительной литературой по предмету;

-          проходят встречи духовенства с родителями учащихся;

-          организовываются экскурсии по храмам и паломнические поездки к православным святыням Северного Кавказа;

-          работают методические объединения учителей Основ Православной культуры и Общества православных педагогов;

-          проводятся круглые столы, семинары, открытые уроки, презентации.

Светские специалисты, рекомендованные Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации, прошли обучение в Москве и затем принимали участие в подготовке учителей по ОПК в регионе.

В 2010 и 2011 годах сотрудники епархиального отдела религиозного образования и катехизации проводили занятия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в летней Школе молодых учителей – выпускников Ставропольского Государственного педагогического института в городах Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.

Есть и проблемы. Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» помешала развитию практики преподавания курсов православного духовно-нравственного содержания в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана. Количество факультативов по ОПК в общеобразовательных учреждениях значительно сократилось. Но, несмотря на это, в епархии проводятся школьные, городские и региональные олимпиады по ОПК, организованные Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. По результатам двух Общероссийской олимпиад по Основам Православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную», проходивших в г. Москве в 2009 и 2010 гг., пять учащихся Православной Свято-Никольской классической гимназии г. Кисловодска и общеобразовательных школ г. Пятигорска были удостоены дипломов II и III степени.

Новый образовательный стандарт (ФГОС) предполагает изучение религиозной культуры в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». На данном этапе, однако, курсу ОРКСЭ отводится всего лишь одно полугодие в четвертом классе и, возможно, одно в пятом классе. Очевидно, что этого времени недостаточно для реализации задач, поставленных Президентом России перед началом эксперимента.

5 ноября в ходе посещения церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» в московском выставочном зале «Манеж» президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретились с православной общественностью. В этой встрече приняли участие наш Преосвященный Владыка Феофилакт, социальный педагог и учитель ОПК МОУ Лицей № 20 г. Пятигорска Белицкая Наталья Владимировна и представительница родительской общественности г. Кисловодска Наталья Мещерякова.

Представляя родителей кисловодской школы № 2, Наталья Мещерякова, выразила благодарность Президенту и Святейшему Патриарху,  рассказала о положительных результатах эксперимента и обратилась  с просьбой дать возможность детям изучать этот предмет на протяжении всего обучения в школе, начиная с первого класса.

Отвечая на ее просьбу, Святейший Патриарх и Президент обещали через создание пилотных проектов и пилотных регионов, анализирую складывающуюся ситуацию, расширять преподавание курса с согласия родителей.

Новый федеральный Стандарт предусматривает обязательное наличие у школы программы духовно-нравственного воспитания. В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые культурные ценности нации. Представляется весьма актуальным сотрудничество религиозных организаций с местными органами управления образованием при разработке таких программ. Возможны самые разнообразные формы подобного сотрудничества.

Наиглавнейшем условием успеха является духовно-нравственное совершенствование педагогов.

Выступая на открытии XIV Всемирного русского народного собора Святейший        Патриарх Кирилл отметил: «Образование - процесс долгосрочный и творческий. Его успехи или неудачи во многом зависят от личности преподавателя, от отношения к предмету обучающих и обучаемых. Человек равнодушный и холодный, морально деградировавший или своекорыстный не может быть хорошим педагогом.

Педагогика - это область аскетики. Каждый человек, который вступает на путь преподавания знаний другим, должен это ясно понимать. Эта работа связана с подвигом, с самоистощением, подобно тому, как Христос истощил Себя во имя спасения рода человеческого. Люди отдают себя, свою энергию, свою силу, если надо - свою жизнь, формируя следующее поколение людей. Вот почему нравственный уровень, личная жизнь наших педагогов и профессоров не является лишь только их личной жизнью. И когда люди вступают на путь педагогического служения, они должны давать некий обет - как монахи дают обет; но не о воздержании от семейной жизни, а обет хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения. Потому что пример есть самый важный фактор педагогического воздействия. Можно принести в аудиторию очень умные книги, можно пригласить блестящих ораторов, но при этом не достичь главной цели, которая стоит перед процессом воспитания - формирования образа Божия, формирования личности».

Велика нравственная ответственность тех, кто подъял на себя нелегкое бремя педагога. Учитель, обогащая умы и сердца бесценным сокровищем знаний и высоких чувств, воистину является, по слову Евангелия, сыном света (Ин. 12, 36). Поэтому, несомненно, руководители мыслей и чувств подрастающего поколения должны жить истинною и светлою жизнью.

На состоявшемся 24 августа 2011 г. I августовском педагогическом совете Пятигорской и Черкесской епархии, под председательством Преосвященнейшего Феофилакта, Епископа Пятигорского и Черкесского, обсуждались предварительные итоги апробации образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных школах.

Одним из решений педсовета было создание методического центра при отделе религиозного образования и катехизации в городе Кисловодске в целях учебно-методической поддержки деятельности православных образовательных учреждений и оказания методической помощи государственным образовательным учреждениям, совершенствования педагогического мастерства учителей, для изучения и распространения опыта религиозного образования и духовно-просветительской работы.

Методический центр начал свою работу и приглашает к сотрудничеству всех желающих.

Наряду с этим, необходимо развивать деятельность консультативных центров в благочиниях епархии для оказания поддержки педагогам, преподающим Основы православной культуры. Многие педагоги посещают занятия катехизаторских курсов, организованных при православных храмах и открывшиеся, по благословению епископа Феофилакта, 25 октября с. г. при Спасском соборе г. Пятигорска епархиальные катехизаторские курсы.

Нельзя умолчать и о преподавании русского языка в  школе для мигрантов, открытой по благословению Преосвященнейшего Феофилакта при Покровском храме г. Пятигорска.

В епархии действует региональная общественная организация «Родительский комитет», по инициативе которой 9 апреля в г. Пятигорске состоялись межрегиональные общественные слушания с участием духовенства, посвященные ювенальной юстиции.

Одна из важнейших задач соработничества государства и религиозных конфессий в процессе духовно-нравственного воспитания школьников – обеспечение свободы выбора предмета по религиозной культуре. А это - прежде всего работа с родителями. Здесь необходимо противодействовать различным попыткам ограничить выбор предмета. Во всех школах нужно продолжать разъяснительную работу с родителями об их правах в этом вопросе и о целях преподавания религиозной культуры вообще. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может существовать вся система религиозного образования».

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства.

Успешное преподавание этого курса поможет снижению конфликтности в обществе, созиданию мира между людьми, принадлежащими к разным религиозным и культурным традициям.

В октябре 2010 года по заказу Общественной палаты РФ был проведен опрос на тему отношения родителей к упомянутому эксперименту. Исследование показало, что 78% родителей, чьи дети участвуют в эксперименте, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей считают, что вследствие изучения курса их ребенок стал добрее и терпимее, почти никто не заявил, что эксперимент разобщает детей.

Около 20% респондентов считают, что класс, где занимаются их дети, в результате курса стал более дружным, 41% участников опроса считают, что теперь дети смогут лучше понять представителей других религий, примерно столько же родителей выразили пожелание, чтобы дети после прохождения курса больше интересовались религией.

 

Опыт взаимодействия духовной и светской властей в Пятигорской и Черкесской епархии позволяет с уверенностью говорить о том, что такое соработничество является плодотворным.

Потому самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, — помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности.

Система православного образования, включающая в себя детские сады, общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии), теологические отделения светских университетов, характеризуется большой разветвленностью и значительным разнообразием применяемых методологических подходов. В этой системе трудятся многие специалисты, принадлежащие к самым различным педагогическим школам и направлениям. Обеспечить в образовательном процессе целостность и единство научно-богословской и методологической базы при сохранении ценного многообразия, опирающегося на богатство накопленного опыта, является ключевой задачей, на решение которой направлены усилия отдела  религиозного образования и катехизации.

Сегодня мысль о приоритетности духовного и нравственного начал в образовании находит практическое воплощение в целом ряде церковно-государственных и церковно-общественных проектов. В первую очередь, это апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Помимо этого, не прекращает развиваться практика преподавания курсов православного духовно-нравственного содержания в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана (в терминологии нового стандарта общего образования — компонента, формируемого участниками образовательного процесса). Именно на стыке этих двух направлений формируется будущее российской школы, созидаемое на принципах взаимоуважения законных интересов и прав граждан, придерживающихся самых различных мировоззрений, в том числе и принадлежащих к традиционным религиозным общинам.

Мы только приступаем к формированию системы, реально защищающей права родителей на участие в процессе мировоззренческого развития и нравственного становления их ребенка в школе.

В тех образовательных учреждениях, где представители епархиальной комиссии по религиозному образованию и катехизации и школьной администрации находят возможность совместно трудиться, можно наблюдать качественные положительные результаты. Вырабатывается язык взаимопонимания, обретается единство подходов и взглядов.

 Подписанные сегодня Соглашения о сотрудничестве Пятигорской и Черкесской епархии с Министерствами образования послужат основанием для разработки и заключения новых соглашений между управлениями образования и епархиальным отделом религиозного образования и катехизации.

В завершение своего доклада выражаю надежду, что итоги нынешних Чтений окажутся полезными при организации взаимодействия всех участников процесса духовного просвещения в Пятигорской и Черкесской епархии.

Желаю всем всесильной помощи Божией, творческого вдохновения, ярких педагогических находок!

 

Благодарю за внимание



Copyright 2012 All Rights Reserved. Разработка сайта: http://infopole.biz
Техническая поддержка: http://infomundus.com/
          Яндекс.Метрика