Материалы

28.10.2012 год Прот. Димитрий Моничев Заметки о церковном детоводительстве.

28.10.2012 г.

Прот. Димитрий Моничев

Заметки о церковном детоводительстве.

Воспитание из всех святых дел самое святое.

(св. Феофан Затворник)

 

В верности этой высокой оценки дела воспитания можно убедиться из контекста слов самого Господа, который, говоря, что «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Матф. 21:31), строго предупреждает: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Матф.18:6). «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». (Мф.19.13-14).

Я вспоминаю, как в наше перестроечное время я приехал в Волгоград. Город-герой, который у меня всегда ассоциировался с Мамаевым курганом, Матерью-Родиной, одним словом, с патриотическими ценностями, на которых был воспитан. Вдруг я увидел резиновую рекламную бутылку Кока-Колы высотой выше пятиэтажного дома. Эта бутылка символизировала утрату истинных ценностей воспитания. Противопоставлять церковное воспитание светскому воспитанию в современном мире просто нельзя, потому что в светском воспитании отсутствуют ценности, на которых можно было бы строить воспитание. Однако, если, отбросив перестроечные года, мы сравним светское  воспитание советского периода с церковным, то обнаружим, что векторы воспитания светского и церковного различны. Рассматривая вопросы церковной педагогики1 (детоводительства) в различных сферах жизни и деятельности, будем постоянно подчёркивать это отличие.

Прежде чем говорить о воспитаниях в узких областях этих сфер, мне хотелось бы отметить общие принципы воспитания.

1. Надо осознать, что нет проблемы детей, есть проблемы родителей. Мы не можем рассчитывать, что наши дети будут жить так, как мы их учим, а не так как живём сами. Поэтому, основа воспитания должна состоять в личном примере.

2. Мы  срезаем плоды с дерева зла, но при этом удобряем корни. Сажаем в тюрьмы убийц, но рекламируем  убийство. К 18 годам юноша видит 25 тыс. убийств по TV. Многочисленные пороки пленяют молодое поколение, которое должно стать будущим России. Но ведь эти пороки проникают в молодые души не вдруг и не случайно. Ещё в младенчестве дети совершают шалости, которые родителей умиляют, а не настораживают. Принято считать, что дети до семи лет не грешат, но это не так. Младенцы просто не несут ответственности за совершённые поступки, но это ненадолго. Именно в младенчестве на 80% нравственно формируется человек и воспитание его должно начинаться с первого дня рождения, а не после 12 лет, когда уже ребёнок подобно деревцу обрёл твёрдость ствола и потерял гибкость зелёного ростка. Когда одного священника родители спросили, показав годовалого ребёнка, когда нужно начинать воспитание? Он ответил: «Вы уже на год опоздали»! Всё имеет значение в раннем возрасте. Родители порой и не подозревают, что жестокость по отношению к животным может развить садистские наклонности. Чрезмерное увлечение играми на компьютере, которые кажутся развивающими, со временем превратится в игроманию. Нескромная одежда девочки приведёт к потере целомудрия. Развлечения с игрушками - оружием, приведёт не к воспитанию защитника отечества, а в криминальный мир лёгкой жизни. Поэтому очень важно научить бороться с маленькими греховными ростками, чтобы не вкушать плодов окрепшего дерева порока.

3. Очень важна мотивация поступка ребёнка. Мы должны отличать духовность от нравственности и ориентировать детей на первое. Нравственный поступок – это добрый поступок, но он может быть совершен по самым разным страстным мотивам. Например, человек может жить нравственно ради уважения окружающих или приобретения определенного статуса и т.п. Духовность – это когда добро творится ради добра, только по любви. Только в этом случае душа обретает правильный воспитательный вектор.

4. В ребёнке надо взрастить иммунитет против греха, работающий по принципу: «Нельзя – значит не хочу»! Мне вспоминается, как в одной благочестивой семье меня попросили провести время с ребёнком, родители которого ушли в гости и предложили посмотреть с ребёнком интересный фильм. Я смотрел его впервые, а шестилетняя девочка второй раз. И вдруг эта девочка попросила перемотать вперёд небольшой отрывок фильма. На моё недоумение она ответила, там будет показано то, что может повредить нашей душе, а значит, и смотреть не стоит. Тогда я понял на практике, что такое детский иммунитет от греха. Мы обязаны воспитать этот иммунитет у наших младенцев.

5.               Душа человека по природе своей - христианка. Поэтому, когда мы сеем на почве детского сердца добрые семена, мы не совершаем никакого насилия над дитём. А вот когда развращаем эту душу, то совершаем тяжелейший грех.

6. Следующий принцип можно назвать педагогический. Его суть в том, чтобы быть педагогом, а не учителем, то есть детоводителем, приводящим к Христу, а не к себе. Ведь педагогом называли не того, кто учил ребенка, а того, кто приводил его к учителю и помогал осваивать то, чему учил учитель. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на Небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». (Мф. 23.8-10).

7. Очень важно оценивать поступок ребёнка по абсолютному закону, которым является Закон Божий, данный в Евангелии (Мф. 5-7гл.), а не по закону падшего человечества, то есть собственному «закону». Если ребёнок подарил дорогую куклу больной подруге в утешение, то ребёнок согрешил лишь в нашем больном сознании, но не в очах Божьих.

8.               Принцип новозаветной активности предполагает постепенный переход от отрицательных (не укради) заповедей Ветхого Завета к положительным (раздай) заповедям Нового Завета. То есть, следует не столько запрещать то, что нельзя, сколько призывать делать то, что можно. Действительно, почти в любой воскресной школе на стенах мы видим декалог Моисея. Почти в  любой аудитории на вопрос о заповедях нам называют Синайское законодательство, как будто не родился Христос, не произнёс Нагорную проповедь, как будто гончаровский Обломов, который, лёжа на диване, не убивает, не крадёт и не прелюбодействует, предел наших нравственных чаяний. Нет, мало не украсть, надо ещё раздать имение нищим, и следовать за Христом (Лук.18:22). Мало не убить, надо ещё положить душу свою за друзей своих (Иоан.15:13). Мало не прелюбодействовать. Надо ещё любить. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Иоан.13:34). Поэтому, если ребёнок взял острую пилу, надо не запрещать её трогать, а научить ею пользоваться.

9. Необходимо в ребёнке развивать не то, что престижно, модно и желанно для нас, а то, что заложено в ребёнка Богом. И важно не просто умножить талант, но принести его Богу, то есть, чтобы он служил на благо людям, для их душевного спасения. Ибо если в притче о талантах Господь наказывает того, кто скрыл талант (Мф. 25. 14-30)2, что же будет с тем, кто его преумножил для дьявола.

10. Аскетический принцип предполагает строить воспитание от внешнего к внутреннему.

11. Понуждение ребёнка должно ослабевать от рождения к возрастанию. Двенадцать лет это тот возраст, когда воспитание от активно-принудительного должно перейти к пассивно-совещательному. В 12 лет наступает перелом в самосознании личности ребёнка. Вспомним, что именно в 12 лет Христос впервые стал поступать самостоятельно. «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его (…) Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лук.2:42-47).  Дальнейшее насилие над уже затвердевшим деревцем может сломать его, а не ускорить его рост. Аскетическая нагрузка напротив, должна возрастать, но контроль над этой нагрузкой по мере возрастания делегируется самому ребёнку.

12. Наконец несколько слов о наказании. Термин «наказание» в церковно-славянском языке имеет смысл научения. Господь наказывает Адама не тем, что лишает его каких-то материальных ценностей, а тем, что позволяет удалиться от Себя. Рай это не столько определённое место, сколько близость к Богу. Так поступает и царь Давид со своим сыном. Он не лишает его колесниц, удовольствий, а лишь запрещает ему видеть своё лицо. «И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал»
(II Цар. 14.28). Анафема - это не проклятие, это объявление несоответствия духовного состояния онтологическому, понуждающее человека к исправлению. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема». (I Кор.16.22). Поэтому лучшее наказание - это объявление родителями о невозможности душевной близости в состоянии греха ребёнка. Усиление душевного отдаления в случае упорства в грехе и душевное приближение при покаянии и исправлении, - вот те рычаги, которые приведут к изменению в детях. Если взрослые могут долгое время находиться в состоянии отчуждения, то ребенок, как правило, не может  удовлетвориться этим состоянием и делает всё, чтобы пойти на сближение.

 ...Читать статью.


Copyright 2012 All Rights Reserved. Разработка сайта: http://infopole.biz
Техническая поддержка: http://infomundus.com/
          Яндекс.Метрика