Материалы

15.09.2012 год Принципы преподавания основ православного вероучения в поликонфессиональном регионе.

 

15.09.2012 г.

Прот. Димитрий Моничев

 Принципы преподавания основ православного вероучения в поликонфессиональном регионе.

Прежде, чем говорить о принципах преподавания основ православного вероучения в поликонфессиональном регионе, хотелось бы различить образование культурологическое, от образования религиозного.  Культурологическое образование исключает любую религиозную практику, это лишь изучение феномена религии, культурология. [1]  Религиозное образование не просто предполагает  религиозную практику, но имеет её, как фундаментальную составляющую. В данной статье речь идёт именно об образовании культурологическом.

Первый принцип можно назвать принципом эксклюзивности христианства. Христианство, (собственно как и Ислам и Иудаизм) принадлежит к той религиозной модели, которая называется эксклюзивизмом (exclusive, с англ. – «исключение»). А. И. Осипов отмечает: «В соответствии с ней основные верования той или иной религии содержат уникальную истину и спасение возможно только посредством этой конкретной религии. В тех случаях, когда притязания данной религии вступают в противоречие с притязаниями других религий, первые полагаются как истинные, а остальные – как ложные. Эксклюзивизм, например, коренится в радикальном и всеобъемлющем монотеизме Ветхого Завета, а также в утверждении Нового Завета, что нет на свете иного пути к спасению кроме как через Иисуса Христа. Примечательно, что и иудаизм Ветхого Завета, и христианство Нового Завета выдвинули такие претензии на исключительность в условиях плюралистических в религиозном отношении культур. Христианский эксклюзивизм находит классическое выражение в знаменитом высказывании Киприана о том, что «вне Церкви нет спасения» (extra ecclesiam salus non est)» [2]. В этом нет ничего страшного, просто это надо знать и ни в коем случае на уроках не пытаться как то объединить или обобщить христианство с другими вероучениями. Иначе мы или исказим иную веру, или свою.

Принцип эксклюзивности предполагает принцип веротерпимости. Вопросы веры это самые ценные, интимные вопросы человеческой души. Верующий способен стерпеть различного рода обиды, даже личного характера, но он не позволит уничижительно говорить о своей религии. Образец уважительного отношения к иной религии дан нам апостолом Павлом, в Афинах: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17, 22-24). Здесь, и достоинство собственной веры не роняется, ибо святыни Апостол не называет своими и уважается чужая вера, ибо всё-таки объекты поклонения названы святынями. В жизни мы постоянно осуществляем этот принцип. Почитание своей матери, как самой  лучшей совсем не предполагает унижение других матерей. Имея жену, христианин не может вступать в супружеские отношения с другой женщиной, но это совсем не обуславливает женоненавистническую позицию.

Изучая религию, всегда надо иметь в виду, что наиглавнейший вопрос любой религии, это вопрос сотериологический, то есть каким образом религия решает проблемы, которые призвана решать, а именно спасение человека от страданий и смерти. В Священном Писании о спасении говорится двояким образом. С одной стороны – как о чем-то уже свершившемся и от нас не зависящем: «Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8). Именно такие цитаты обычно приводят в подтверждение своей сотериологической доктрины протестанты. С другой стороны – как о том, что предстоит совершить самому человеку: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2, 12). Апостол различает спасение уже совершившееся, или объективное, и спасение, которое еще нужно совершить, или субъективное. Во втором случае речь идет о личном усвоении спасения, дарованного нам Христом. Спасение синергично и предполагает соработничество Бога и человека. Объективная сторона спасения – это все то, что сделано Богом, независимо от нашей воли, и более того, это то, что человек сам сделать не в состоянии. Субъективная сторона – это наши усилия по усвоению этого дара спасения. Человек дорожит тем, ради чего употребил усилия. Поэтому Царство Небесное останется с тем, кто ради него потрудился, а не получил его механически. Представим себе, что человеку за бортом судна брошен спасательный круг. С одной стороны, он спасен, потому что может протянуть руку и ухватиться за него. С другой стороны, он утонет, если не предпримет этого усилия. Таким образом, мы должны понимать, что сущность христианства состоит ни в священных текстах, ни в обрядах, ни в этическом своде, ни в мистериях и в таинствах, ни в мировоззрении, а в Крестной Жертве Христа.

Преподавания православного вероучения есть преподавание  догматического богословия, которое кратко выражено  в Символе веры. Важно ознакомиться с православным катехизисом св. Филарета (Дроздова). Мы должны твёрдо понимать, что согласно христианскому вероучению «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная». Мы должны понимать, что Бог один и имя Ему Христос и кроме Него христианство не знает богов. Мы должны понимать, что воплотившись, то есть, восприняв в Свою ипостась человеческое естество, Бог содержит в себе божественную и человеческую природы, которые соединены не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Не слитно - означает, что из двух не образовалось третьего. Неизменно, или непреложно, – то есть ни Божественное естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не приложилось в Божественное. Нераздельно  – то есть два естества во Христе не составляют двух лиц, но одно – Бога Сына. Неразлучно – то есть два естества никогда не разлучались и не разлучатся.

Принцип богочеловечности, позволит объяснить учащимся, что  Библия – это богочеловеческое произведение. Люди не писали под диктовку Бога, но и не сочиняли сами. Библия – это не диктант и не сочинение, это скорее изложение, в котором открытое Богом преломлено через сердце писателя, принадлежавшего к определенной эпохе, испытавшего на себе влияние окружающей среды, мышления и взглядов современников. Поэтому в Библии можно обнаружить два компонента – Божественный и человеческий. Этот же принцип богочеловечности важен и в  понимании Церкви. Церковь – это собрание верующих, составляющих единый богочеловеческий организм. Вот резолюция апостольского собора: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15; 28, 29). Обратим внимание на Богочеловеческий («угодно Святому Духу и нам»), характер постановления этого Собора, как, собственно, и других Соборов Церкви.

Преподаватель должен понимать, что такое святость. Очень часто, пытаясь опорочить Церковь, приводят негативные различные факты Церковной истории. Церковь свята. Мы не должны смущаться кажущимся противоречием святости Церкви и греховности ее членов. Нет греха Церкви. Есть грех против Церкви. Господь эту антиномию объясняет приточно. «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе, то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13, 24). Церковь свята святостью Христа. Не потому Церковь свята, что в ней есть святые, а потому ее члены святы, что Церковь свята. Церковь – это не собрание святых, но собрание освящаемых, поэтому грешники – члены Святой Церкви.

Как мы различаем религии, так надо различать и конфессии. Между православием и различными конфессиями, такими, как католицизм, протестантство существуют принципиальные отличия, изменяющие кардинально само учение о спасении. Поэтому слово православная в названии предмета имеет принципиальное значение. Нельзя смешивать культуры православную, католическую и протестантскую в единое целое и представлять это, как единую христианскую культуру. Достижения католического искусства являются в православии серьёзными недостатками (иконография, музыка, обряды). Или вот ещё один пример. На Западе главным христианским праздником является Рождество Христово, а на Востоке Пасха. Это не случайно. Смысл Пасхи рождение человечества для вечности и это доминанта менталитета православных народов. Рождество Христово акцентирует внимание на рождении в этот мир, а ценности этого мира это доминанта менталитета народов христианского Запада.

Какой бы предмет мы не преподавали, только от личного отношения преподавателя к вере зависит, чему мы научим ребёнка. Не будем обманываться и думать, что можно преподавать предмет Основы православной культуры, оставаясь нейтральными к вере. Религиозная практика в этом предмете исключена, так как этот предмет культурологический, но это совсем не значит, что преподаватель сможет балансировать на какой–то нейтральной линии «светскости». Светскость это не атеизм, это именно культурология. Но преподавая Основы православной культуры, преподаватель обязательно проявит своё личное отношение к православию. Это относится в принципе, к преподаванию любой дисциплины. Атеиста и верующего можно воспитать, преподавая физику и биологию, историю и литературу, даже пение и рисование в зависимости от того, что петь и рисовать. Откуда взялись законы естества, как появился человек, за что умирали наши предки и что такое наказание Раскольникова? Отвечая на эти вопросы, мы заставляем детей делать выбор.  Тем более, преподавая Основы православной культуры!

Важно понять, что если этика не абсолютна, нельзя объяснить детям, почему надо вести себя так, а не иначе. Как объяснить детям, если нет Закона Божьего, раз нет Христа, почему нельзя сквернословить, употреблять наркотики, блудить, заканчивать жизнь суицидом? Действительно ведь мир этим так успешно развлекается на всех уровнях социальной лестницы. Смогли ли мы, выбирая между Фантой и Колой, воспитать полноценное поколение.

Преподавая основы православного вероучения, важно соблюдать педагогический принцип. Быть педагогом, а не учителем, то есть детоводителем приводящем к Христу, а не к своим представлениям об истине далёкими от совершенства. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». (Мф. 23.8-10).

Преподавая основы православного вероучения, мы обязательно будем вынуждены давать оценку тем или иным поступкам литературных или исторических персонам или просто учащихся в классе или аудитории. Очень важно оценивать поступок по Евангелию, а не по собственному «закону», искажённому страстями.

Учащиеся должны понимать, что православие ориентировано на активную позицию в жизни. Отрицательные, то есть запрещающие  (не укради, не убей), заповеди Ветхого Завета замещаются на положительные заповеди Нового Завета. Мало не украсть, надо ещё раздать своё.

В заключении мне хотелось бы напомнить простую, но очень важную мысль. Наша Вселенная живёт по Закону Божьему, независимо от того верим мы в это или нет, нравится нам это или нет. Человек свободен в следовании нравственному закону, но нарушая  Закон Божий, человек обрекает себя на негативные последствия. Я могу пренебречь законом гравитации, но я не могу избежать травм при падении с высоты. Дети должны, поэтому знать, что Закон Божий это не география, которую можно обойти, воспользовавшись извозчиком. Закон Божий это та наука, которая поможет нашим детям прожить жизнь с минимальными душевными травмами или как говорят в миру, счастливо, но самое главное жизнь будет иметь радостное продолжение в Вечности. Однако, учитывая любимый всеми принцип светскости, мы говорим: выбор делают учащиеся и только после этого, начинается в религиозных учебных заведениях их религиозное образование.

 

Библиография

1. Священное Писание

2. Свт. Филарет, митрополит Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.,2006

3. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. М., 2009 г.

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.,2001.

5. А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины. М., 1999

6. А. И Осипов. Религиозный плюрализм

7.  А. В. Кураев Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2010. — 96 с

8. Священник Артемий Владимиров Учебник жизни

9. Протоиерей Димитрий Моничев. Исполнение религии. Учебное  пособие для студентов-теологов. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. – 417 с.



[1] Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др. - греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

[2] Осипов А. И. Религиозный плюрализм.


Copyright 2012 All Rights Reserved. Разработка сайта: http://infopole.biz
Техническая поддержка: http://infomundus.com/
          Яндекс.Метрика